Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD76.46
  • EUR90.36
  • OIL40.77

Вещая во Франции всего два с половиной года, RT France добилась впечатляющих успехов в распространении антиправительственных месседжей — и при этом (а возможно, именно поэтому) канал всерьез защищается журналистским сообществом Франции. Как же каналу, который заставляет критиков молчать с помощью судебных исков и финансируется страной, занимающей 149-ое место в мире по уровню свободы прессы, удалось внедриться в медиапространство Франции под лозунгом свободы слова?

(Этот материал был впервые опубликован во втором номере журнала «Европа и влияние Кремля»)

Любимое СМИ «желтых жилетов»

«Смотрите RT France или учитесь считать», — таблички подобного содержания приносили на митинги так называемые «желтые жилеты», митинговавшие против правительства во Франции. По подсчетам Aavaz, с ноября 2018-го по март 2019 года 588 репортажей RT France о желтых жилетах суммарно набрали 23 млн просмотров. Это в два раза больше, чем общее число просмотров репортажей на ту же тему пяти других крупных французских онлайн-изданий. Сюда же можно добавить аккаунты в соцсетях с ретвитами со Sputnik или RT France c хэштегом #giletsjaunes («желтые жилеты»). Эти аккаунты активно способствуют протестам, о чем впервые сообщили Times и Bloomberg.

С начала декабря 2018 года Генеральный секретариат обороны и национальной безопасности официально ведет расследование предполагаемого вмешательства российских аккаунтов в социальных сетях в ход протестов «желтых жилетов» во Франции. Но результаты расследования неизвестны и, скорее всего, уже не будут обнародованы. Эта тема не приоритетна для СМИ и общества. Так, во время выступления по французскому телевидению редактор мощного информационного агентства Mediapart Эдви Пленель даже высмеял само предположение, что российские тролли когда-либо вмешивались в движение. Mediapart вдобавок процитировал неназванный источник в разведке (непонятно, имел ли тот отношение к расследованию), который «не верил, что русские вмешивались в движение желтых жилетов».

The Insider сообщал, что две заметных фигуры движения, вероятно, получили российские въездные визы по специальному приглашению от фонда «Русский мир» депутата Леонида Слуцкого. Французские СМИ ни разу не задали соответствующих вопросов этим двум людям. Как написал в своем аккаунте в социальной сети один из французских корреспондентов, освещающих Россию, эта новость не совсем актуальна, потому что не Россия создала «желтые жилеты». Любое повышенное внимание к их путешествиям означало бы отрицание внутренних проблем Франции.

11 ноября 2019 года МИД России сообщило о встрече своего главы Сергея Лаврова с «представителями французского гражданского общества» в Париже. Среди общественников были Оливье Берюйе, главный редактор конспирологического сайта La Crise, и блогер-популист Thinker View (Sky). Чего ожидают от Лаврова эти «представители гражданского общества»? Ультраправый политик Марин Ле Пен, главная соперница Макрона на прошедших президентских выборах, и ее отец официально получили ссуду в размере 11 миллионов евро от российского банка, который позже исчез, и от кипрской компании с российским бенефициаром. Ле Пен должна погасить один из долгов к 2028 году. Как объяснила сама политик, «ни один французский банк не хотел давать ей деньги», и она обратилась к русским.

С аналогичной логикой можно подходить и к французским блогерам, активистам и другим людям, которые встречались с Лавровым и выходили в эфир на RT France. Большинству из них вряд ли будут уделять много времени в основных французских СМИ, потому что они поддерживают теории заговора или откровенно перегибают палку — осуждают «диктатуру и глобальную финансовую олигархию в Европе», «отсутствие свободы слова во Франции» и пр. И они идут туда, где им готовы предоставить трибуну. Сама по себе Россия «желтым жилетам» явно не слишком интересна, но они радуются возможности стать более заметными, независимо от того, кто и с какой целью предоставляет им эту возможность.

Приверженность RT протестам «желтых жилетов» привела к забавной ситуации. Один из протестующих, которого попросили дать комментарий в эфире RT France во время митинга, заявил: «нам нужен Путин во Франции», который сможет «просветить нашего президента [Макрона], этого клоуна» и поговорить с ним (что удивительно, видео пропало с сайта канала, но его скопировали другие аккаунты). Активистка по имени Селин объяснила, что слышала, будто Путин «давал хорошие обещания пенсионерам». Этот гротескный пример иллюстрирует контекст, в котором действует голос Кремля. Французы плохо осведомлены о ситуации в России (Владимир Путин действительно начал пенсионную реформу, но, учитывая повышение пенсионного возраста, она вряд ли положительно сказалась на пожилых людях). RT France приветствуют те, кто ожидает критики в адрес своего правительства, и эту задачу RT France отлично выполняет.


Заслуженный разведчик и краденые маски

Критика должна звучать на хорошем французском языке из уст его носителей. Поэтому иранские СМИ на французском языке непопулярны — им не удалось нанять телезвезд или просто носителей языка. А вот RT France всерьез занялась хэдхантингом и наняла настоящих звезд французского телевидения: Изабель де Муру с BFMTV, Фредерика Таддеи с France 2 и Жана-Марка Сильвестра с TF1. Конечно, каждый из них пришел со своим списком надежных спикеров и комментаторов.

Наконец, в феврале 2020 года RT France наняла бывшего начальника разведки французской службы безопасности DGSE (Главное управление внешней безопасности) Алена Жюйе. У него «исключительный, выдающийся опыт. Я очень рада, что среди нас есть личность такого уровня. Я уверена, что это даст нашей аудитории более глубокое понимание геополитических процессов, происходящих во всем мире», — сказала Ксения Федорова, главный редактор RT France. У Жюйе теперь есть собственная программа.

Охват канала остается ограниченным, но быстро растет. В 2019 году количество подписчиков RT France в Facebook увеличилось на 17%, а подписчиков на YouTube — на 60%. В июле 2020 года у RT France было 677000 подписчиков на YouTube (в начале года – 606000) и 1367347 подписчиков на Facebook (1195806 в начале года). Это больше, чем у популярных сетей BFMTV / TF1. BFMTV вкладывает больше усилий в традиционное вещание, чем в социальные сети. Тем не менее, это сравнение впечатляет. Тем более, вещание RT France было ограничено только одним провайдером, и в течение нескольких месяцев его также ретранслировал Canal+. У французского Sputnik 612 487 подписчиков на Facebook. На начало 2020 года их было 487 013 человек. Какие же программы являются самыми популярными (помимо прямых трансляций протестов «желтых жилетов»)?

Пока что абсолютным хитом RT France (более 720 000 просмотров на YouTube) остается программа Interdit d’interdire («Запрещено запрещать»), разоблачающая невидимую тиранию во Франции: «Говорят, что слово „диктатура“ для ситуации во Франции слишком сильное. Конечно, если сравнить это с Советским Союзом или нацистской Германией, это покажется преувеличением. Тем не менее, и здесь люди умирают из-за капитала, из-за капитализма. Все, что мы едим и перевариваем, вызывающее рак, все люди, которые убивают друг друга, принимают антибиотики и антидепрессанты, — они живые мертвецы. Разрушения почти незаметны, но они есть. Тирания невидима, но она есть».

Антиамериканские утверждения являются одним из столпов репортажей RT France и Sputnik. Логика здесь следующая: Вашингтон управляет Брюсселем — Брюссель приказывает Макрону, который не является суверенным лидером. Таким образом, Франция приняла несправедливые санкции против России из-за аннексии Крыма, хотя Крым всегда был российским и там был проведен законный референдум по этому поводу. Макрон готов поддерживать более теплые отношения с Россией, но ему противостоят «глубинное государство» и Брюссель.

По иронии судьбы RT France подала в суд на газету сатирических карикатур Charlie Hebdo, которая осмелилась сравнить программу Фредерика Таддеи «Запрещено запрещать» с нацистской пропагандой. Пока что не нашлось никого, кто бы подал в суд на RT за сравнение Европы или США с нацистами. Например, в программе о политике США в Венесуэле: «Это абсолютное правление. США — страна с четко понятной судьбой, которая, как и Третий Рейх, считает, что она лучше всех остальных. С этой точки зрения их можно назвать Четвертым Рейхом».

Мягкий антиамериканизм присутствует и в основных французских СМИ. Французским медиа на самом деле не нужна Россия, чтобы продвигать такие взгляды, но только на RT France или Sputnik гости четко высказывают соответствующие позиции, как правило, без возражений со стороны ведущих или гостей, которые придерживаются другого мнения.

Совсем недавно сюжет RT France о медицинских масках, которые не были отправлены во Францию, потому что их якобы украли американцы на взлетной полосе в Китае, попал в основные французские СМИ. Некоторые журналисты по крайней мере указали в качестве источника RT, но большинство просто скопировали и вставили в свои программы репортаж RT France — как, например, Libération. Французское телевидение (France 3) назвало RT France «информационным каналом», даже не указав на его принадлежность российскому государству. Некоторые французские политики заявили, что это фейковая новость. Посольство США заявило о непричастности к какой-либо подобной ситуации представителей американского государства <The Insider разбирал ситуацию в материале «Слухи о том, что США перехватывают поставки медицинских масок у Франции и Германии, не нашли подтверждений»>.

Этот пример может показаться комичным, но он наглядно демонстрирует причины, по которым RT France завоевывает популярность. Ключом к успеху является критика официального Парижа, Брюсселя и Вашингтона и минимальное обсуждение действий Москвы.

Для RT France вполне привычны такие нарративы, как «Крым русский / всегда был русским», «нет никаких доказательств российского вмешательства в выборы», «никто не знает, что произошло в Солсбери», а иные мнения не принимаются во внимание. Но RT France на самом деле старается как можно реже упоминать Россию. Их главная цель — критиковать французское правительство. Цитируя самих журналистов RT: «Мы французские журналисты с французскими пресс-картами».


Антиевропейская линия

RT France и Sputnik регулярно приглашают гостей, которые уверены, что еврозона вот-вот рухнет, Италия выйдет из нее, а Великобритании надоело правление Брюсселя, которое, в свою очередь, навязано США. Эти нарративы не обязательно находятся в логической связи между собой.

Во время европейских выборов 2019 года Sputnik критиковал Натали Луазо, главную соперницу евроскептика Марин Ле Пен, используя разные по смыслу посылы: она слишком поддерживает мусульман, она продвигала гомофобные карикатуры в Польше, она близко общалась с праворадикалами в молодости. Sputnik, на самом деле, не изобретал эти «новости», но пытался раздуть все, что удалось найти. В некоторых статьях Sputnik четко выражалась надежда, что новоизбранный Европейский парламент пересмотрит вопрос о санкциях.

Освещение эпидемии COVID-19 состояло из утверждений, что ЕС, вероятно, падет — например, уже упоминавшийся Ален Жюйе сообщил, что «весной 2020 года Италия получила тяжелый удар в виде эпидемии коронавируса. Европейские страны известны отсутствием солидарности, поэтому они не оказали никакой помощи, но Китай и Россия, как известно, альтруистичны, и поэтому оказали помощь. Опросы показывают, что итальянцы считают китайцев и русских своими друзьями и настроены против европейцев».

RT France охотно освещает эпизоды, которые касаются проявлений «бунта» молодых людей в нынешнем французском контексте. Когда молодых французских ютуберов пригласили в правительственные здания ЕС на экскурсию, они приняли приглашение. Но сразу после визита отправились прямо на RT France с критикой ЕС. Они сказали, что «видели Оруэлла» в европейских учреждениях, при этом в подробности не вдавались, — аудитория RT France уже подготовлена, чтобы в это поверить.

Молодежь, особенно в Западной Европе, без колебаний критикует перед журналистами «мутные комитеты ЕС». Возможно, поэтому они более чувствительны к российской антиевропейской повестке, чем старшее поколение.


Первое взыскание

28 июня 2018 года RT France получил первое взыскание от французского регулятора CSA (Conseil de Surveillance Audiovisuel, «Совет по аудиовизуальному надзору») за предвзятое освещение химической атаки в сирийском Думе в апреле 2018 года. После апелляции канала взыскание поддержал Государственный совет. Регулятор пришел к выводу, что RT France сделал фальшивую озвучку двух интервью с сирийскими гражданами, искажая их утверждения. Кроме того, «из-за путаницы между изложением фактов и их комментированием и выбора баннеров в качестве «смоделированных атак» канал создал впечатление, что фиктивный характер химических атак, произошедших в городе Дума 7 апреля 2018 года, был установленным фактом, хотя он был сомнительным и спорным». Регулятор заметил, что «все 18 минут освещения ситуации в Думе на RT France нарушали Конвенцию, подписанную компанией с регулятором. Конвенция обязывает канал проверять достоверность информации».

После выговора в 2018 году RT France не прекратил рассказывать, что «Белые каски — террористы», а химические атаки в Сирии были инсценированы. RT France и Sputnik используют в своих репортажах о химическом оружии такие слова, как «вероятно». Таким образом, они настаивали на том, что Организация по запрещению химического оружия не уверена, что нападения действительно произошли, а видеозаписи из больниц являются постановочными. Что касается ложной закадровой речи в 2018-ом, RT France заявил, что это была «техническая ошибка».

После выговора RT France продолжает рассказывать, что химические атаки в Сирии были инсценированы

Самый громкий репортаж на тему химических атак в Сирии от Sputnik и RT France датируется 29 марта 2019 г.: «Спецслужбы Франции и Бельгии готовят химическую атаку под ложным флагом в сирийской провинции Идлиб в сотрудничестве с местными террористическими ячейками и псевдогуманитарной группой «Белые каски». После съемки видеоматериал отредактируют, чтобы „доказать“ причастность Москвы к нападению».

Министерство иностранных дел Франции тогда заявило: «Речь идет не об информации, а о грубой лжи, которая для этого центра [Российского центра по примирению конфликтующих сторон], организованного властями России и Сирии, — обычное дело». Министерство обороны Бельгии тоже отрицало фейковые новости.

На взыскание RT France в журналистском сообществе Франции отреагировали довольно прохладно. Французская пресса в целом предполагает, что «на RT France нет фейковых новостей». Так заявляет и газета Libération в своей популярной рубрике фактчекинга — материал опубликовали за три недели до выговора, но уже после публикации неоднозначного репортажа о Сирии 13 апреля 2018 года. В документальном фильме от France 24 также утверждается, будто в российских медиа нет фейковых новостей, что фактически противоречит решению Совета по аудиовизуальному надзору.


«Смеющиеся мусульмане» и теракт в мечети

15 апреля 2019 года, после пожара в Нотр-Дам, RT.com сообщил на английском языке: «Пожар в Нотр-Дам произошел после нескольких случаев вандализма против французских католических церквей». В эфирной версии того же сообщения утверждалось, что французское правительство недооценивает происшествия с христианами (якобы имеют значение только антимусульманские и антиеврейские действия) и «истинный масштаб все еще неизвестен». Основания для таких утверждений дал поджог второй по величине церкви Парижа, Сен-Сюльпис, 17 марта и пожар в алтаре собора Сен-Ален в Лаворе в том же месяце.

На самом деле в церкви Сен-Сюльпис один бездомный поджег вещи другого, из-за чего сгорела дверь. В Лаворе церковь находится всего в 300 метрах от школы. Подростков, которые якобы сожгли ткань на алтаре и совершили другие акты вандализма, обвинили на основании данных видеонаблюдения. Учитывая то, что в исповедальне нашли пирожные, а статуе Христа свернули руку в форме жеста из даба (популярный среди подростков танец), авторам скорее стоило искать виновных среди проблемных подростков, а не религиозных фанатиков, о чем написала La Depeche (но не RT).

Sputnik France по этому поводу произвел на аудиторию еще более сильное впечатление. 15 апреля 2019 года в своем аккаунте в Facebook Sputnik опубликовал неоднозначный снимок без подписи. На снимке были изображены два человека, видимо, не французского происхождения, которые словно улыбались перед горящим собором Парижской Богоматери. Фото «Мусульмане смеются над пожаром в Нотр-Дам» разошлось по сети и собрало как минимум несколько десятков тысяч репостов и как минимум столько же комментариев, содержащих язык вражды. В комментариях, например, говорилось, что «мусульмане, которые любят дьявола, смеются над пожаром в Нотр-Дам». Другие предлагали их «повесить». История стала вирусной.

«Наш фотограф сфотографировал пожар. Эти два человека попали на фото по чистой случайности», — объяснил Sputnik французскому журналисту.

После нескольких недель онлайн-травли, которая вышла за пределы компьютерных мониторов, когда люди начали узнавать их на улице, сфотографированные мужчины наняли адвоката, чтобы попытаться добиться удаления фотографий. Они объяснили: будучи студентами-архитекторами, оказались на месте пожара в первых рядах, а улыбнулись, потому что увидели объектив фотографа.

«Нотр-Дам — мы туда приезжали, мы его фотографировали, мы его изучали, мы моделировали его в 3D — как мы могли радоваться пожару? […] Мы изучаем архитектуру, и когда мы видим, как горит такое архитектурное сокровище, нас это задевает». Чтобы доказать свою добросовестность, один из студентов показал сообщения, отправленные кому-то из близких через Snapchat во время пожара в Нотр-Дам: «Я в полном шоке. Я видел, как рухнул шпиль», — написал он в одном из сообщений.

Французскую журналистку, которая написала об этой «высококачественной журналистике, в отличие от других» (как себя сам определяет Sputnik) и такой «случайной публикации случайного снимка», быстро затравили на Twitter, а ее пост временно заблокировали.

В октябре 2019-го 84-летний мужчина напал на мечеть в Байонне, городе на юго-востоке Франции, и серьезно ранил двух человек, «чтобы отомстить за разрушение собора [Нотр-Дам] в Париже», как сказал прокурор. Бывший кандидат от «Национального фронта» Ле Пен (ныне «Национальное собрание») на выборах в департамент в 2015 году признался, что застрелил двух человек перед мечетью Байонна после попытки сжечь дверь здания. Он считает, что ответственность за пожар в Нотр-Дам несут мусульмане.

Конечно, долю ответственности Sputnik в этой ситуации оценить трудно. Несколько членов «Национального собрания» открыто высказывали предположения о возможном «исламском террористическом нападении» на Нотр-Дам. Однако фотография Sputnik со «смеющимися мусульманами» была одной из самых распространенных фейковых новостей.

Полицейское расследование по Нотр-Дам пришло к выводу: пожар, вероятно, возник из-за короткого замыкания во временных помещениях, которые были установлены для восстановительных работ. Вторая гипотеза — «халатность», например, зажженный окурок. Но версию поджога полиция отвергла. Студенты-архитекторы заявили, что никогда не чувствовали расизма во Франции до того, как «случайная» фотография Sputnik вызвала такую ненависть.


Надежные источники или «органы пропаганды»?

RT France начала вещание в конце 2017 года (а сайт существует с 2015-го) в очень специфическом контексте. В 2017-ом и в течение нескольких месяцев после этого RT France (у которого тогда был только сайт) и Sputnik распространяли информацию о «Macronleaks». Существует множество свидетельств того, что российские субъекты пытались вмешаться во французские выборы в мае 2017-го. В расследованиях The Insider и Mediapart, основанном на обнаруженных Bivol словах кириллицей в метаданных некоторых взломанных файлов, было установлено, что российское подразделение военной разведки ГРУ №26165, скорее всего, стояло за хакерскими атаками на электронную переписку команды Эммануэля Макрона во время предвыборной кампании. Позднее то же самое подразделение ГРУ №26165 уличили в рамках расследования Роберта Мюллера касательно взлома электронной почты членов Национального конгресса Демократической партии США. В конце 2019 года Le Monde назвал два подразделения ГРУ: №26165 и №74455. Издание сослалось на расследования экспертов Google и Fire Eye (обе группы экспертов изучили конкретные доказательства, в том числе то, как пользователи электронной почты подвергались фишингу и заражению вредоносным ПО).

RT France начала вещание в конце 2017-го и сразу начала распространять информацию о «Macronleaks»

Аккаунт Wikileaks, а также социальные сети и российское государственное телевидение распространили «новости» о «Macronleaks». Российское государственное телевидение сообщило, что в электронных письмах был обнаружен офшорный счет на Багамах, принадлежащий Эммануэлю Макрону. По совпадению, еще до публикации «Macronleaks» во время решающих дебатов конкурентка Макрона Марин Ле Пен обвинила будущего президента в том, что у него есть оффшорный счет на Багамах. Позднее оказалось, что этот счет был выдуман. Видимо, именно в этом контексте Макрон продвигал так называемый закон о борьбе с фейковыми новостями, который должен применяться только в предвыборные периоды, чтобы прокуратура могла реагировать быстро.

Франция до сих пор не делала официальных заявлений, возлагающих ответственность за кибератаки на кого-то конкретного. В отчете аналитических центров, связанных с министерством иностранных дел Франции и министерством вооруженных сил, проводится четкое различие между кибератакой и распространением манипуляционной информации. Согласно отчету, «российские СМИ во главе со Sputnik и RT сыграли немаловажную роль в распространении этой информации. Можно смело предположить, что кем бы ни был преступник, этот человек, по крайней мере, был связан с российскими интересами и получал помощь от американских и французских ультраправых».

Это дипломатичное заявление указывает и на «американский след». Известно также заявление Гийома Пупара, главы французского агентства кибербезопасности Anssi, который еще в 2018 году сказал, что у него нет доказательств вмешательства России. Медиа разогнали это как «отрицание российского следа» во Франции. Некоторые СМИ провели «расследования» американского вмешательства на том основании, что электронные письма цитировали ультраправые американские блогеры. Другими словами, общественность, как минимум, могла запутаться. В 2019 году официальное расследование все еще было «предварительным», и с тех пор о нем забыли.

Но самый печально известный репортаж, опубликованный Sputnik (без каких-либо доказательств), тоже вышел в 2017-ом и был посвящен «гей-лобби», якобы стоящему за тогда еще кандидатом на пост президента Эммануэлем Макроном. В том же репортаже Sputnik говорилось, что «бывший министр экономики Франции Макрон может быть „американским агентом“, лоббирующим интересы банков». Один гей-журнал вдохновился и опубликовал фотографию голого Макрона на обложке.

Неудивительно, что Макрон назвал Sputnik и RT France «органами пропаганды» во время пресс-конференции с Путиным в Версальском дворце 29 мая 2017 года: «У меня всегда были образцовые отношения с иностранными журналистами, при условии, что они должны быть журналистами. Когда СМИ распространяют печально известную неправду, они перестают быть журналистами. Они становятся органами влияния. Russia Today и Sputnik служили органами пропаганды во время этой гонки и неоднократно публиковали неправду обо мне и моей кампании».

Sputnik в ответ заявил, что это клевета, а главный редактор Sputnik и RT Маргарита Симонян пообещала подать в суд. Во время выборов, на которых победил Макрон, его тогдашний пресс-секретарь Бенджамин Гриво обвинил Кремль, что тот «выбрал своих кандидатов», в частности, Марин Ле Пен. Обещанный судебный иск последовал — по крайней мере, против Гриво.


Отпор критикам

13 июня 2020 года RT France проиграл судебный процесс против бывшего пресс-секретаря Макрона Бенджамина Гриво. 7 января 2019 года Гриво сказал: «Есть СМИ, которые не занимаются журналистской работой. У нас в течение долгого времени было много фейковых новостей, которые добросовестно сообщала Russia Today. Russia Today — это не журналистика, это инструмент пропаганды, который финансируется иностранным государством, а именно Россией. Что касается меня, я не давал им доступа в пресс-центр Елисейского дворца. Например, RT France оспаривает тот факт, что в Сирии дети подвергались химическим атакам; это единственный канал, который оспорил это. Ему нет места в пресс-центре Елисейского дворца. Это предельно ясно».

RT France обиделась и тут же подала на Гриво в суд за клевету. Суд отклонил жалобу и передал ее в административный суд только по формальным причинам: Гриво говорил не как частное лицо, а как государственный служащий.

Между тем, к февралю 2020 года даже дети в детских садах Франции узнали имя Бенджамин Гриво. Российский политический беженец Петр Павленский распространил секс-видео Гриво в интернете, разрушив его карьеру. При этом Павленский утверждал, что действует исключительно по собственной воле, так как теперь живет во Франции и может высказываться о французских политиках.

Здесь стоит упомянуть одного из адвокатов Павленского. Это гость RT Хуан Бранко, который дал интервью, где комментировал вышеупомянутый «новый взгляд на тиранию» во Франции. Хуан Бранко открыто заявляет о своей поддержке русского беженца в деле о секс-видео. Полиция Франции установила, что Бранко устроил рождественскую вечеринку, на которой присутствовали главный редактор RT France Ксения Федорова и бывший активист российской оппозиции Павленский, и эта вечеринка закончилась насилием. Федорова объяснила, что пробыла там всего 15 минут и что ее присутствие не имело отношения к делу. А французская прокуратура даже пыталась дискредитировать Бранко за конфликт интересов, но безуспешно. Как адвокат Павленского, Бранко продолжает нападки на Гриво, например, требуя его «психиатрической экспертизы».

Подчеркнем: нет никаких доказательств того, что кто-то помог Павленскому свергнуть мощного критика RT France. Но в объяснения самого Павленского тоже трудно поверить. Несмотря на то, что он плохо говорит по-французски, эмигрант утверждает, что читал большое интервью Гриво о «семейных ценностях». Гриво действительно упомянул в одном из интервью французскому журналу, что старается бывать дома как минимум два раза в неделю, чтобы помочь уложить детей спать. Если верить Павленскому, его шокировало это «лицемерие» Гриво, которого он подозревал в том, что тот несколько лет назад, будучи женат, встречался с некой женщиной. Поэтому Павленский решил загрузить себе на сайт секс-видео. Против него возбуждено дело о «вмешательстве в частную жизнь».

В эфире RT France уточнил для тех, кто беспочвенно сомневался: канал не имеет никакого отношения к секс-видео Гриво. Они только подали на него в суд. Чтобы еще больше усложнить любую критику, главный редактор RT France Ксения Федорова пожаловалась в полицию, сделав вид, что ей «угрожают смертью».

RT France объявил еще как минимум о семи исках против французских СМИ. Канал представляет один из самых дорогих французских юристов Жереми Ассу. Ассу представлял интересы шести истцов против профессора Сесиль Вессье, написавшей в 2016 году книгу «Сеть Кремля во Франции». Одним из истцов был вышеупомянутый Оливье Берюйе, который ведет сайт конспирологических теорий Les Crises. Другие, как, например, Хорхе Кузманович, часто появляются на RT France.

На судебном процессе против Вэсье в 2019 году адвокат Жереми Ассу попытался доказать, что в Украине действительно было фашистское правительство, а истцы — блогеры и активисты, предполагающие, что Украиной управляют фашисты, необязательно являются российскими агентами, и их также нельзя изображать в негативном ключе. Суд встал на сторону Сесиль Вэсье по большинству позиций, но поддержал истцов в одном требовании; обе стороны подали апелляции.

Вне зависимости от того, как закончатся эти тяжбы, свою роль они играют: журналисты и редакторы будут менее охотно публиковать факты любого влияния России во Франции и подчеркивать, что сообщают лишь о «предполагаемом влиянии России».


RT France и Sputnik под защитой французских журналистов

Защищаясь от RT France, французское правительство пока только проигрывает и подвергается насмешкам со стороны прессы. В ноябре 2019 года пресс-секретарь правительства Сибет Ндиай заявила, что работу RT France и Sputnik должно оценивать журналистское сообщество Франции: «Что касается СМИ, о которых вы упомянули, я не знаю, можем ли мы рассматривать их как таковые, это настоящий этический вопрос, который, по моему мнению, должно задавать профессиональное сообщество. [...] Я считаю, что это не совсем свободные СМИ, какими мы их знаем во Франции».

Но журналистское сообщество защищает RT France и Sputnik. В октябре 2019 года Национальный союз журналистов заявил: «Когда Эммануэль Макрон пришел к власти, его правительство дало понять, едва это скрывая, что президент республики хочет выбирать своих журналистов. С тех пор некоторым специалистам в области информации трудно получить доступ к Елисейскому дворцу. Например, власти и партия в большинстве почти систематически отказывают, с некоторыми исключениями, журналистам RT France. [...] Однако, как обладатели удостоверения прессы, журналисты RT France осуществляют свою профессиональную деятельность в СМИ, у телеканала есть лицензия CSA». Взыскание от CSA в заявлении не упоминалось.

Никто из французского журналистского сообщества даже не попросил Sputnik удалить фотографию «смеющихся мусульман». Иногда французские СМИ цитируют оба канала как достоверные источники. А против тех, кто не согласен, что качественная журналистика именно такова, всегда можно подать иск в суд и организовать травлю во имя свободы слова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari