Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD72.66
  • EUR85.04
  • OIL78.82
English
  • 91
Мнения

Шоу Маска: как владелец Tesla одним твитом заработал миллионы и дело о манипуляции рынком

Два крупнейших инвестора Tesla — холдинги-гиганты Fidelity Investments и T. Rowe Price Group — сократили свои доли в компании более чем на 20%, пишет Bloomberg. Аналитик группы Finam Леонид Делицын — о том, что происходит с империей Илона Маска, должна ли Tesla уйти с биржи и за что инвесторы ополчились на инноватора. 

Что же такого натворил Илон Маск, за что на него и на компанию Tesla подали в суд биржевые игроки? Неделю назад Маск сообщил в своем твиттере, что подумывает выкупить акции Tesla с фондовой биржи по $420 за штуку и что нашел необходимую для этого сумму. До рокового твита акция Tesla стоила $342, после - подскочила до $380. Казалось бы – хорошо! За что же судить Маска? Подумаешь, поделился размышлениями в твиттере! Вот президент Трамп щедро и оперативно делится с публикой своими мыслями в том же самом твиттере, и никто его за это не судит.

Сейчас рынок оценивает капитализацию Tesla в $60,8 млрд. Для сравнения, Сбербанк стоит $62 млрд, а Газпром – $51 млрд

Компания Tesla, производящая электромобили, вышла на биржу восемь лет назад и привлекла на рынке $226 млн, продав 13,3 млн акций по $17 за штуку. В итоге вся компания была оценена в $1,5 млрд. Ее IPO стало первым за 50 лет размещением нового американского автопроизводителя на фондовом рынке.  С 2010 по 2014 год акции компании выросли вдвое. А за следующие четыре года – еще в десять раз.  Сейчас рынок оценивает капитализацию Tesla в $60,8 миллиарда.  Для сравнения, Сбербанк стоит $62 млрд, а Газпром – $51 млрд. Понятно, почему компанию Tesla называют любимицей фондового рынка.

Понятно и то, почему скептики заявляют, что Tesla – это пузырь, который вполне созрел, чтобы лопнуть. Несмотря на годовую выручку в $13,68 млрд и темпы роста продаж, составляющие 43,5%, компания убыточна. При этом, чтобы догнать ведущих автопроизводителей, ей предстоит расти около десятилетия, ведь выручка General Motors – $144 млрд, а Ford Motors Company – $159 млрд. Некоторые аналитики ведущих инвестиционных банков рекомендуют продавать акции Tesla, хотя более типичная рекомендация пока что - “держать”.

Еще 120 с лишним лет тому назад процесс разорения игроков на понижение описал Эмиль Золя

Один из скептиков, биржевой трейдер Кальман Айзекс, решил, что пришло время сыграть на понижение. Так называется сценарий, когда трейдер (игрок) занимает акции у биржевого брокера, продает их, а деньги хранит или вкладывает в другие ценные бумаги. Дождавшись момента, когда курс снизится, этот игрок (его называют “медведем”) выкупает подешевевшие акции и возвращает брокеру. Брокер охотно соглашается, он даже может предоставить игроку “плечо”, то есть позволить купить акций на сумму, которой у игрока нет. Однако если акции вместо того, чтобы падать, вырастут выше определенного уровня, брокер принудительно  “закроет позицию”, то есть приобретет исходное количество акций за счет средств игрока (эти средства брокер предусмотрительно резервирует). Такой сценарий реализуется регулярно и давно.

Еще 120 с лишним лет тому назад процесс разорения игроков на понижение описал Эмиль Золя.  Главный герой его романа “Деньги” авантюрист Саккар основал “Всемирный банк” с благой целью индустриализации Востока (включая, между прочим, строительство железной дороги между Бейрутом и сирийским Алеппо). Саккар разместил акции банка на Парижской фондовой бирже и взвинтил их стоимость. Против Саккара ополчился миллиардер Гундерман, который счел “Всемирный банк” пузырем и начал игру на понижение. Вслед за Гундерманом продавали акции банка и его подражатели. Сопротивляясь их нажиму, Саккар выдает свои мечты за реальные результаты проекта, разжигая алчность покупателей и разоряя “медведей”.

"Главной темой разговоров  служило  критическое положение понижателей, которые, по мере того как "всемирные"  поднимались, переходя все границы разумного, уже столько месяцев  платили  значительную разницу, все возраставшую при каждой новой ликвидации.  Конечно, многие играли без обеспечения и вынуждены были прибегать к репорту, так как не могли доставить проданные ими акции. Однако они с ожесточением  продолжали свои операции на понижение в надежде на близкий крах, и, несмотря  на репорты, которые стоили тем дороже, чем меньше  было на рынке  наличных денег,  понижателям,  замученным, раздавленным,  грозило, в случае дальнейшего  повышения курса, полное уничтожение«, - Эмиль Золя, роман «Деньги".

Во времена Золя деньги игроков не хранились на брокерских счетах. Биржевые брокеры принимали приказы на продажу акций, веря клиенту на слово. Они вели учет сделок в записных книжках, а рассчитывались с клиентами после окончания рабочего дня.

Так вот и Кальман Айзекс продал акции Tesla, рассчитывая, что они вот-вот рухнут. Однако твит Маска развернул их в обратном направлении – вместо падения они выросли на 9%. Не дожидаясь, пока брокер принудительно закроет его позиции, Айзекс вынужден был купить акции Tesla по максимальной цене и вернуть брокеру. Желание заработать на неминуемом схлопывании пузыря в итоге привело Кальмана Айзекса к необходимости набрать побольше воздуха в легкие и изо всех дунуть, раздувая пузырь еще сильнее.

Если у Маска и в самом деле нет суммы, необходимой для вывода Tesla с биржи, то он мошеннически манипулирует рынком

Разгневанный Айзекс позвонил юристам из фирмы Browne George Ross LLP. Уже 10 августа партнер этой конторы Эрик Марк Джордж составил и подал иск против Маска и компании Tesla в федеральный суд Северного округа Калифорнии. Истец в лице Айзекса заявил, что Маск ввел акционеров в заблуждение – ведь у него нет $72 млрд для выкупа Tesla, а целью твита о возможной сделке была “ядерная атака” с целью истребить игроков на понижение. Через день похожий иск подал другой трейдер, Уильям Чемберлен. Тем временем сообщением Маска заинтересовалась и американская Комиссия по ценным бумагам (SEC). Ведь если у Маска и в самом деле нет суммы, необходимой для вывода Tesla с биржи, то он мошеннически манипулирует рынком. 

Создание конкурента Yahoo! живо обсуждалось прессой, и курс акций Zapata рванул в облака. Тут вдруг Авраам Глейзер объявил, что одумался и возвращается к рыбьему жиру, и акции рухнули...

Случались ли раньше подобные прецеденты? В недавней истории - даже более интригующие. В 1996 году производитель рыбьего жира, компания Zapata, объявила, что направит $100 млн прибыли на скупку интернет-проектов. Собрав портфель таких проектов, она намерена объединить их в супер-мега-портал, который будет конкурировать с Yahoo! - неоспоримым лидером интернета того времени. Компания Zapata была основана в 1953 году еще Джорджем Бушем-старшим, будущим сорок первым президентом США. Сперва она добывала нефть, потом торговала бананами, а к моменту, когда ее возглавил 36-летний Авраам Глейзер, стала производителем рыбьего жира. По меркам середины 90-х сотня миллионов долларов была внушительной суммой, так что Глейзеру действительно удалось приобрести несколько известных интернет-проектов второго эшелона.

Создание конкурента Yahoo! живо обсуждалось прессой, и курс акций Zapata рванул в облака. Тут вдруг Авраам Глейзер объявил, что одумался и возвращается к рыбьему жиру. Акции рухнули. Акционеры подали в суд, обвиняя Глейзера в том, что он вздул курс и продал свои акции на пике, однако доказать им ничего не удалось. Авраам отошел от руководства Zapata лишь тринадцать лет спустя и с тех пор трудится исполнительным сопредседателем футбольной команды «Манчестер Юнайтед», унаследованной после смерти отца, миллиардера Малькольма Глейзера.

Но в самом ли деле Маску необходимы $72 млрд? Это не так. Ведь в руках игроков, подобных Кальману Айзексу, находится всего лишь 15% акций компании. Еще 64% акций держат фонды и 25% -  менеджмент. Чтобы свернуть с публичного пути, Маску не нужны ни 70, ни даже 60 млрд – хватит и 10-11. Фонды он как-нибудь уговорит остаться. А из числа менеджеров крупнейшим владельцем акций является он сам – ведь у него 19%. В итоге для выкупа акций у тех, кто не верит в будущее Tesla, потребуется не более $10,8 млрд.

Но где? Где же можно найти эти $10 млрд? Кто этот белый рыцарь, который спасет Tesla? В прессе быстро распространилась идея о том, что он прискачет в длинном белом платье и белом платке, и называется он просто  PIF (Public Investment Fund). Это саудовский суверенный фонд, объединяющий активы стоимостью в $2 трлн. PIF уже владеет 5% Tesla. Увы, 11 августа два источника сообщили, что PIF инвестировать не будет.

От Илона Маска ждали разъяснений, и он решил раскрыть детали. В понедельник 13 августа Маск задал самому себе в корпоративном блоге Tesla четыре вопроса и дал на них ответы. Он рассказал, что саудовцы уже два года уговаривают его снять Tesla с биржи. А в июле управляющий директор PIF одобрил процедуру тщательного исследования (due diligence) для Tesla. Поэтому 31 июля Маск покинул совещание с фондом, уверенный, что сделка состоится, как только будут урегулированы формальности.

Эти оправдания Маска в форумах встретили насмешками. Проблема заключается в том, что due diligence – это не просто формальности. По итогам этой процедуры покупатель определяет справедливую цену сделки, которая может оказаться в разы ниже, чем хотелось бы продавцу.  Когда управляющий директор фонда в ответ на предложение купить компанию говорит, что полагается ее сперва изучить, это не означает ровным счетом ничего: ни того, что объявленная цена компании завышена, ни того, что она справедлива и он согласен на покупку. Стало ясно, что 7 августа в твиттере Маск малость прихвастнул. И теперь адвокат Эрик Марк Джордж с подручными постараются выжать из этой оплошности знаменитого инноватора максимум для своего клиента, Кальмана Айзекса.

Ни отрасль (электромобили), ни ее участники, по-видимому, не достаточно созрели для фондового рынка

Полезен ли будет уход с биржи для Tesla? В общем-то, да, тут во мнениях сходятся не только Маск и саудовцы, но и ряд высказавшихся по теме управляющих фондами. Ни отрасль (электромобили), ни ее участники, по-видимому, недостаточно созрели для фондового рынка. Шанс дорасти до нужного объема продаж под крылышком саудовского суверенного фонда или какого-нибудь стратега – явно выше, чем когда палки в колеса ставят спекулянты вроде Айзекса и Чемберлена.

Список потенциальных покупателей, на мой взгляд, не ограничивается саудовским фондом. Многие ИТ-гиганты сегодня разрабатывают беспилотный транспорт и достигли немалых успехов как в управлении автомобилем при помощи искусственного интеллекта, так и в навигации. Но нужен ведь еще и автомобиль, который продается. А Tesla продается, пусть и не в запланированных количествах. Объем продаж в $13,7 млрд – это почти 10% продаж General Motors. Покупатель на Tesla обязательно найдется, вопрос весь в цене.

Цена может не слишком беспокоить Маска, который все равно остается акционером. Зато она очень беспокоит Кальмана Айзекса, который акционером становиться не хотел ни в коем случае, и все равно погорел. Да и сейчас вряд ли цель Айзекса состоит в том, чтобы проучить  Маска. Цель состоит в том, чтобы добиться мирового соглашения и получить хорошую компенсацию.  Удастся ли им уладить дело миром? С Айзексом –  весьма вероятно и легко, а вот мир с Комиссией по ценным бумагам обойдется дороже.

В финале романа Золя “Всемирный банк” лопнул. Директора Саккара посадили в тюрьму, а потом выслали из Франции от греха подальше, поскольку по совместительству он приходился родным братом премьер-министру. Что же касается истории с компанией Zapata, то средства для найма хороших юристов, которые защитили Авраама Глейзера от обвинений акционеров, у семьи явно были в наличии. Имея генеалогическое древо определенной структуры, сухим из воды можно выйти и в более сложных ситуациях.  А вот расхваставшегося Илона Маска Комиссия по ценным бумагам, скорее всего, накажет. Поощрять его и создавать фондовому рынку репутацию тряской конструкции, дрожащей под твитами инноваторов, SEC не может. Если же действия Маска сочтут манипуляцией, то сумма штрафов может составить сотни миллионов долларов.

Сейчас акция Tesla стоит $356 – в остатке пока получился рост их курса. Фондовый рынок верит, что ничего страшного не случится.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari